Международная блокада


Основной удар новых правил денонсации международных договоров придется на оппозиционные фракции. Ведь именно представители НУНС и БЮТ-Б до сих пор числились среди наиболее активных инициаторов отмены целого ряда обязательств Украины перед другими странами. В их числе и знаковые договоры, денонсация которых способна резко изменить внешнеполитический, да и экономический курс Киева: о создании СНГ, пролонгации базирования ЧФ России в Крыму, а также соглашения с оффшорными зонами. Только в прошлом году бютовец Владимир Яворивский, члены НУНС Вячеслав Кириленко и Андрей Парубий внесли на рассмотрение ВР три законопроекта и одно постановление, предлагающие денонсировать «харьковские соглашения» от 21 апреля 2010 г. В активе г-на Кириленко также два законопроекта об отмене договора между Россией и Украиной о строительстве двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Депутаты Андрей Павловский (БЮТ-Б) и Юрий Кармазин (НУНС) трижды предлагали отменить действующее соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения.

Ни один из этих проектов до сих пор даже не был включен в повестку дня пленарной работы ВР, поскольку процесс их рассмотрения блокирует пропрезидентское большинство. Тем не менее регулярное появление таких документов действует на нервы обитателям Банковой. Поскольку подобные законодательные инициативы лишний раз напоминают общественности о нелицеприятных моментах в новейшей истории страны, в которых первую скрипку сыграла нынешняя власть, и дают отличную возможность ее оппонентам попиариться на теме отстаивания национальных интересов. В случае же победы оппозиции на парламентских выборах угроза денонсации важных для власти соглашений могла бы стать реальным предметом шантажа АП со стороны обновленной ВР.

Чтобы исключить саму возможность такого развития событий, парламент по наущению президентской команды самостоятельно отобрал у себя право инициировать денонсацию международных соглашений. Причем реализовать данный проект помогли представители оппозиционных фракций. Компанию авторам соответствующего законопроекта «регионалу» Леониду Кожаре и коммунисту Игорю Алексееву составили четыре депутата от БЮТ-Б (Олег Билорус, Игорь Грынив, Евгений Добряк и Алексей Логвиненко). По данным «ДС», этот факт можно объяснить наличием тайных договоренностей между БЮТ-Б и ПР, связавших две силы взаимными обязательствами еще в процессе принятия новой редакции закона о выборах в ноябре прошлого года. Хотя сами депутаты поясняют свое участие в подготовке документа тем, что просто не разобрались в его содержании. А свою приверженность к демократическим идеалам подтверждают тем, что сами не голосовали за соответствующие изменения в Регламент, как и вся фракция БЮТ-Б.

Тем не менее нововведения уже вступили в силу и кроме ограничения полномочий парламента в будущем могут не раз спровоцировать правовые недоразумения.

Лебединая песня ВР впереди

Новая редакция парламентского Регламента нарушает ст. 85 Конституции, закрепляющую за Верховной Радой определение основ внутренней и внешней политики. Но это, похоже, Банковую мало волнует. Ведь на носу парламентские выборы, и на всякий случай защитные механизмы на всех направлениях государственной политики необходимо устанавливать как можно быстрее. Ведь если «регионалам» не удастся заполучить депутатское большинство в новом составе ВР, то Президенту грозит потеря контроля над некоторыми сферами, например бесконтрольным определением внешнеполитического курса. В случае победы оппозиции в парламентской кампании «оранжевые» еще смогут реанимировать «старую» редакцию Регламента, но вот заставить главу государства подписать эти новации — точно нет.

Хотя о смене расстановки сил в Раде говорить рано. У команды Президента есть свои планы на этот счет. По информации «ДС», сейчас в АП рассматривают целесообразность внесения изменений в Конституцию после выборов в ВР, заменяющих всенародное избрание главы государства его выборами народными депутатами. Это один из вариантов, позволяющий «регионалам» сохранить за собой высокую должность на фоне катастрофических электоральных потерь в последние два года. Понятно, что для реализации данной цели необходимо сначала победить в парламентской кампании 2012 г., на что и будут направлены основные усилия команды Виктора Януковича.

Пока же она может праздновать очередную победу, поскольку теперь глава государства будет единолично управлять внешнеполитическим курсом страны. Таким образом, Верховная Рада, как контролирующий орган исполнительной власти де-юре, де-факто уже не способна полноценно выполнять эту функцию.

Банковая против Конституции

Авторы соответствующей поправки в ст. 202 Регламента Верховной Рады ссылаются на то, что в Законе «О международных договорах Украины» нет упоминания о полномочиях парламента по инициированию отмены международных соглашений. Более того, этот закон предусматривает, что такое право имеют только Президент и Кабинет Министров (ст. 24), поскольку лишь упомянутые органы центральной власти вносят на рассмотрение ВР проекты ратификации внешнеполитических соглашений. Дополнительным аргументом в пользу сокращения внешнеполитических полномочий парламента является и ст. 4 этого же документа, согласно которой предложения по заключению международных соглашений вносит Министерство иностранных дел. И в перечне органов власти, которые могут вносить свои замечания к готовящемуся соглашению, Верховной Рады нет. Ссылаясь на эти нормы, юристы Банковой пришли к выводу: если парламент не имеет прямого влияния на процесс подготовки международных договоров, а только ратифицирует их, то и право инициировать денонсацию таких соглашений для него лишнее.

Однако такая позиция противоречит Конституции. В частности, в ней четко прописано: денонсация международных договоров Украины относится к компетенции Верховной Рады (п. 32 ст. 85). Статья 93 Основного Закона закрепляет за депутатами ВР, Президентом, Кабмином и Нацбанком право законодательной инициативы. И каких-либо ограничений по разработке законопроектов (в частности, во внешней политике) для народных избранников не предусмотрено. Следовательно, любой депутат, руководствуясь этой статьей, может вносить на рассмотрение парламента предложения по денонсации международного договора. Это подтверждает и решение Конституционного суда (№5-рп/2001 от 17.05.2001 г.), в котором говорится, что «народные депутаты могут вносить в ВР законопроекты по любым вопросам, кроме тех, которые, согласно Конституции, могут вноситься специально определенными ею субъектами права законодательной инициативы». Исключение составляет, например, проект закона о государственном бюджете, который должен подавать исключительно Кабинет Министров (ст. 96). Но упоминания о международных отношениях в этом контексте в Основном Законе нет. Поэтому, лишив депутатов возможности вносить предложения по отмене внешнеполитических договоренностей, «регионалы» не только прямо нарушили Конституцию, но и проигнорировали трактующее ее решение КС.

http://smi.liga.net/articles/2012-02-06/4187625-mezhdunarodnaya_blokada.htm