Кармазин о приватизации «Укрзализныци»: «Поделите сто на пять — в двадцать приемов можно раздерибанить все имущество»

Вчера Верховная Рада Украины собиралась принять во втором чтении законопроект о реорганизации «Укрзализныци» в акционерное общество. Депутаты от Партии регионов во второй половине дня собирались узаконить реформу «Укрзализныци», но эти планы не осуществились из-за блокирования парламентской трибуны оппозицией.

В пятницу, 13 января, слушания продолжились, но неожиданно председатель Верховной Рады Владимир Литвин поддержал инициативу и отправил законопроект на доработку. За отправку законопроектов на повторное чтение проголосовало в пятницу 246 депутатов.

Проект закона предполагает обязать Кабмин в месячный срок с момента решения о формировании АО утвердить персональный состав комиссии по его созданию с участием представителей Мининфраструктуры, «Укрзализныци», Фонда госимущества, Минэкономразвития и торговли, а также отраслевых профсоюзов. Комиссия, в свою очередь, подготовит сводный передаточный акт, сводный акт оценки имущественного комплекса железнодорожного транспорта, который подлежит акционированию, в течение четырех месяцев с момента утверждения ее состава. Далее Кабмин в течение месяца должен рассмотреть и утвердить эти документы, а также план размещения акций и устав АО, персональный состав его органов управления.
Создание АО «Укрзализныця» — первый шаг к приватизации

Основной поправкой от субъектов законодательной инициативы является применение термина «публичное акционерное общество» вместо термина «государственное акционерное общество». Так, по словам чиновников, предложение о создании сначала государственного предприятия с его последующей организацией в акционерное общество затягивает и усложняет процесс реформирования и не согласуется с международной практикой, в частности стран Евросоюза, России и других.

Однако, ряд народных депутатов заявили о том, что законопроект создает условия для скрытой приватизации. В частности, депутат от НУНС Юрий Кармазин обратил внимание на то, что нельзя отчуждать только имущество, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов госадминистрации железнодорожного транспорта.

«Поделите сто на пять — в двадцать приемов можно раздерибанить все имущество», — отметил он.

Такого же мнения придерживается и член фракции Коммунистической партии Владимир Лещенко: «Образование государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования — это первый шаг к его приватизации. А образование публичного акционерного общества вместо государственного, как принято в первом чтении, это уже начало приватизации», — заявил Лещенко.

Напомним, что согласно законопроекту, 100% уставного капитала акционерного общества будет находиться в государственной собственности, при этом его запрещается отчуждать, передавать в управление, залог, а также использовать для формирования уставного капитала субъектов хозяйствования.
Приватизации не будет?

Некоторые эксперты считают, что реорганизация — не значит приватизация. «Программа реформирования железнодорожного транспорта обсуждается в Украине еще с 2001 года. И во всех ее возможных вариантах предусматривалось создание акционерной компании. И это ни в коем случае не приватизация, это корпоратизация компании», — сказал «Делу» руководитель аналитической группы консорциума «Менеджмент консалтинг групп» Дмитрий Подтуркин.

В законопроекте четко и однозначно зафиксировано, что единственным акционером будет государство. А управлять государственным пакетом акций будет Министерство инфраструктуры.

«Если мы говорим о приватизации, то она возможна в отношении только непрофильных активов, которые не войдут в акционерное общество. Список непрофильных активов составляется Министерством инфраструктуры. Однозначно, в него войдут активы, которые не относятся к операционной деятельности железнодорожного транспорта. В уставный капитал войдут все предприятия и государственные корпоративные права в акционерных обществах, которые заняты в операционной деятельности железных дорог», — говорит один из разработчиков законопроекта, координатор реформы транспортного сектора Координационного центра по внедрению экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.
Рельсы и вокзалы оставят за «Укрзализныцей»

При этом железнодорожная инфраструктура, а именно: железнодорожные пути, контактная сеть, системы дипетчеризации, сигнализации и энергообеспечения останутся в государственной собственности и будут переданы акционерному обществу на праве хозяйственного ведения. Законопроект также предполагает передачу акционерному обществу земельных участков на праве постоянного пользования.

Исполнительным органом акционерного общества будет правление, контроль и регулирование деятельности которого будет осуществлять наблюдательный совет, утвержденный Кабинетом Министров.

По словам экспертов, учредить предприятие несложно, главный вопрос в акционировании «Укрзализныци» — это наполнение программы: оценка земли, выделение земли, оценка железнодорожных объектов, инвентаризация объектов и т.д. «На решение всех этих вопросов уйдет как минимум год, а то и больше», — продолжает Подтуркин.

«Данный законопроект важен для начала сложного, но крайне необходимого процесса трансформации железнодорожного транспорта Украины. Ни для кого не секрет, что в деле реформирования мы на десятилетия отстаем не только от стран ЕС, но и от России и Казахстана. В России ликвидация министерства путей сообщения и создание ОАО „Российские железные дороги“ прошли еще в 2003—2004 годах. А Казахстан прошел этот этап в 1997—2001 годах. А мы только начинаем», — резюмирует Александр Кава.