Пенсионная реформа. Плюсы и минусы


Президент Виктор Янукович разрешил с начала октября 2011 года запустить глобальное реформирование пенсионной системы страны, подписав 9 сентября закон «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы». Изменениям подвергнутся 22 законодательных акта. Главным новшеством считается внедрение второго уровня пенсионной системы — накопительного фонда, который будет инвестировать свои активы в ценные бумаги, а также повышение пенсионного возраста. Депутаты от правящей партии уверены, что эта реформа устранит дефицит Пенсионного фонда Украины (ПФУ) в 18 млрд грн, что приблизит момент получения транша МВФ в $1,5 млрд. Депутаты от оппозиции нарекают, что теперь пенсии могут снизиться на 13%, поэтому реформа обречена. Эксперты предостерегают, что 10-летний опыт России по внедрению второго уровня пенсионной системы потерпел фиаско, что также может случиться и в Украине.
Украинская пенсионная система уже давно «трещит по швам». Солидарный первый уровень системы в лице ПФУ в условиях постоянного роста инфляции не в состоянии обеспечить современных и будущих пенсионеров достойной пенсией. Эта система финансируется за счет отчислений от зарплат трудоспособного населения и существующих налогов. Индексация пенсий осуществляется за счет увеличения этих взносов. Сегодня средний размер пенсии составляет всего лишь около 1205 грн.
Однако соотношение работающих украинцев и пенсионеров постоянно меняется. Так, по данным Минсоцполитики, по состоянию на 1 июля 2011 года этот показатель оказался критическим — количество пенсионеров в Украине составляло 13,8 млн человек, а количество работающих — 14,1 млн человек.
При этом также не оправдал ожиданий с 2004 года третий уровень — негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Они не смогли доказать свою эффективность и получить доверие у широких масс в отличие от других стран мира. В 2010 году в Украине действовало 102 НПФ, которые обслуживали только полмиллиона человек. При этом практически 100% активов НПФ сформировали взносы юридических лиц. Однако стоит отметить, что с 2005 по 2009 год количество средств в фондах увеличилось с 10,5 млн до 857,9 млн грн. А по итогам трех кварталов прошлого года, общий объем активов украинских НПФ составил более 1 млрд грн.
Низкие темпы развития НПФ аналитики связывают с малоликвидным внутренним фондовым рынком, инвестиции в который слишком рискованны для пенсионных средств. В то же время украинские НПФ не имеют возможности вкладывать деньги в иностранные компании, к примеру, в акции Microsoft или Nestle.
Некоторые эксперты уверены, что именно после проведения пенсионной реформы рынок НПФ начнет бурно развиваться. В Польше в 1999 году после внедрения пенсионной реформы объем активов под управлением НПФ в течение следующих 10 лет вырос почти на $73 млрд. Сегодня Варшавская фондовая биржа постоянно агитирует украинские компании продавать свои акции (проводить IPO) у них на площадке, поскольку средства польских пенсионеров уже некуда инвестировать.
Накопительная пенсионная надежда
При этом появление в скором времени второго уровня пенсионной системы или, как его еще называют — накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, в отличие от солидарной системы, предполагает индивидуальный характер пенсионных накоплений. Размер пенсий в такой системе зависит не только от количества и объемов взносов, но и от результатов инвестирования. Накопительный фонд будет вкладывать собранные средства в ценные бумаги. В Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку неоднократно заявляли, что инвестиции накопительного фонда будут ограничены вложениями в государственные ценные бумаги (ОВГЗ). Член депутатской фракции «Партии Регионов» Алексей Плотников рассказал «Минфину», что второй уровень создается для поддержки солидарной системы.
Формирование второго уровня накопительной пенсионной системы будет проводиться за счет страховых взносов с зарплат граждан, которые будут постепенно увеличиваться с 1% до 7%. Каждый будущий пенсионер будет иметь свой персонифицированный учет, где будут храниться данные о состоянии пенсионного счета. Потом средства накопительного фонда передадут в управление достойным профессиональным управляющим (КУА), которые сегодня занимаются инвестированием денег НПФ. Ранее глава Кабинета министров Николай Азаров заявлял, что уже в 2012 году на рынке негосударственного пенсионного обеспечения может появиться около 3 млрд грн. К 2013 году средства накопительной системы могут увеличиться до 6,5 млрд грн, а в 2014 — до 9,8 млрд грн.
По словам господина Плотникова, эта система позволит каждому гражданину отдельно начислять себе деньги на пенсию и делать ее больше. «В принципе, это шаг вперед, по сравнению с тем, что у нас было. Это приближает нашу систему к аналогичным системам в развитых странах», — отметил господин Плотников.
В свою очередь, член депутатской фракции «НУ-НС», Председатель Парии защитников Отечества Юрий Кармазин не уверен в возможности нормальной работы системы пенсионных накоплений в Украине, появление которой увеличит теневой сектор экономики. «Очень сомневаюсь, что она (накопительная система — „МФ“) сможет заработать с таким законом. У людей пропадет мотивация честно зарабатывать на пенсию. После публикации этого закона, я думаю, люди будут еще больше заинтересованы в зарплате в конвертах», — опасается народный депутат.

С возрастом станет сложнее
Пенсионная реформа предусматривает повышение в течение 4 лет пенсионного возраста для женщин — до 60 лет, для мужчин-госслужащих — до 62 лет. Страховой стаж будет повышен до 30 лет для женщин и до 35 для мужчин. Примечательно, что этот момент был воспринят украинцами довольно спокойно. Тогда как, например, во Франции повышение пенсионного возраста чуть не закончилось свержением Николя Саркози с поста президента.
Народный депутат Юрий Кармазин считает, что выполнить требование МВФ по поднятию пенсионного возраста можно было без огромного ущерба. «Ведь пенсионный возраст подняли не только женщинам и госслужащим, его подняли и всем военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, — рассказал господин Кармазин. — Увеличился срок выслуги, когда можно уходить на пенсию, и в то же время при достижении этого срока невозможно выйти на пенсию, пока вы не достигли пенсионного возраста». По его словам, требование МВФ не касалось того, будет ли пенсия перерасчитываться, исходя из зарплат трехлетней давности или за год, но, тем не менее, это сделали. «Это значит, что теперь уровень всех пенсий понизится по сравнению с тем, какой она могла бы быть без принятия таких изменений. Специалисты говорят, что разница составит 13%», — прогнозирует депутат.
Изначально нужно было реформировать систему оплаты труда. «Имея самую низкую оплату труда, самую низкую оценку стоимости рабочей силы, говорить о реформировании пенсий, выдавливая из бедных слоев населения все — это неправильно. Поэтому эта так называемая реформа обречена», — подытожил господин Кармазин.
Очередным ударом по пенсионерам, по мнению оппозиционного депутата, будет подписание изменений в закон Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений», поскольку этим решением, кроме всего прочего, вносятся изменения в пенсии для некоторых групп пенсионеров. Так, для участников боевых действий раньше полагалось 5 минимальных пенсий к 5 мая, инвалидам III группы — 7, II группы — 8 и I группы — 10 минимальных пенсий. Теперь само правительство будет определять, когда и сколько давать. «В общем, это наступление (Кабмином — „Минфин“) на права людей», — подчеркнул Юрий Кармазин.

Популярность: 38% [?]